„ем занимаетс€ психотерапи€ (модно сейчас писать)

 

[ Existential chronicle ] + [ Blue-skies thinking ] ( чтение займет 6m 57s )

 

▷ “рудно формулируемое, однако поддающеес€ осознаванию. ѕусть не дл€ всех актуальное (аккуратно € скажу), но, тем не менее, нельз€ отрицать - феномен нашего времени: психотерапи€. ј все, что существует - зачем-то. »наче не существовало бы. “о есть потребность в этом есть у ќЅў≈—“¬ј. »наче его бы см€ло, растворило, затоптало.

≈сть випассана, есть –оссийский фонд випассаны, есть мой коллега по цеху (в отставке, но все равно при исполнении, так сказать) ћиша  алашников. ћы с ним (самонаде€нно утверждаю €) очень друг друга поддерживаем и всегда заодно, когда дело касаетс€ ƒхармы. » вот, недавно, мы схлестнулись €зыками на скользком льду политических дебатов (не ждите, не выдам подробностей, и уж точно не приглашаю к дискусси€м).

 

 

¬се многообразие подходов, весь эмоциональный накал наших столкновений с ћишкой в этой теме всегда имеет один четкий, подход€щий дл€ обоих, критерий, об который мы «выправл€ем ситуацию»: наш текст с обеих сторон должен соответствовать «шиле» - то, что в тхеравваде называетс€ «предписани€», гарантирующие, так сказать, наличие здравой платформы дл€ жизни по ƒхарме. » одно из этих предписание повествует о «благородной речи».

≈сли сузить до размеров наших бесед, то: «не говорить того, чего не знаешь».  огда речь заходит о политике, мы все сразу же вступаем в ««ону», где здравый смысл легко гибнет в канаве «теории заговоров», фактологическа€ почва быстро уходит из-под ног, белое с годами или молниеносно становитс€ черным, а страсти мгновенно могут превратить близких друзей в закл€тых врагов. я сейчас нарисовал одну из самых банальных «дымовых завес», с которой приходилось лично мне, простому обывателю, встречатьс€ , когда речь заходила о политике. 

» тогда, в споре на политические темы здорово прибегать к правильной аргументации, а она выгл€дит так и только так: «€ сам не провер€л, но верю этим люд€м». » тут все встает на места, потому что верить можно во что угодно. √рубо говор€, это как вкус в одежде: никогда нельз€ сказать что красные штаны лучше голубой майки, но можно сказать «мне нрав€тс€ красные штаны и не нравитс€ голуба€ майка» (с точки зрени€ психологии уже открываетс€ потенциальное поле дл€ исследовани€ истории возникновени€ подобных предпочтений).

¬ одном из последних наших с ћишей диалогов на политические темы, в св€зи с выборами в ƒуму в ћоскве и ѕетерурге (лето 2019) прозвучала фраза: «я могу сказать, что все психологи просто занимаютс€ отъемом денег, но не скажу, потому что не знаю наверн€ка» (естественно, автор этой фразы - не €). ¬ общем мне хочетс€ чуть-чуть о психотерапии.

 

 

∆ивет такой человек, например ¬џ, или €, и думает что правильно делает или наоборот - неправильно делает. „тобы обосновать свою позицию (или чужую), он подыскивает аргументы. »ногда эти аргументы (на самом деле всегда) выгл€д€т вполне логично. Ќапример: «Ќаши дети будут жить при коммунизме», или «¬се равно все умрем». “ень, или корни и того, и другого аргумента могут быть обнаружены в любом из духовных учений, подтверждены собственным бытовым опытом, персональными поисками смысла жизни, рекомендаци€ми Ћабковского, Ѕхагават-√иты или лично д€ди ¬аси из соседнего подъезда.

Ќо, на самом деле, эти аргументы, убеждени€, мотивы к действи€м, вкусовые предпочтени€ иногда (на самом деле всегда) имеют истинной причиной какую-то ситуативную прививку в детстве. ƒа, казалось бы, и бог бы с ним.

Ќо иногда вдруг становитс€ очевидно, что что-то в жизни не складываетс€, не вытанцовываетс€, не получаетс€. √ештальт разъезжаетс€ по швам: финансово, эмоционально, физиологически… ¬ чем причина?

» вот тут самое врем€ загл€нуть «под капот». ћожет оказатьс€, что «ваше мнение по жизни» до сих пор защищает позицию н€нечки в детском саду, котора€ наказала-таки ту девочку, котора€ забрала вашу куклу. Ќу и что, что н€нечка при этом вела себ€ не вполне адекватно, была, например, чрезмерно агрессивна. »ли, скажем, все ваше стремление к идеалам было (а ведь казалось то именно что так) не с целью причинить добро люд€м, а всего лишь, чтобы вас лично не наказали, не опозорили как вон тех, из-за соседнего столика, которые баловались (устраивали флешмоб, творили, разыгрывали пьесу и т.д.) и вообще плохо себ€ вели. ¬ том же самом детском садике, к примеру. » той же самой н€нечкой.

Ќу и что. ƒа, собственно, ничего. ≈сли вдруг этот паттерн, этот нерв детский несчастный вынуть из той драмы (путем осознавани€, естественно, а не хирургически), вот что может произойти:

а) ¬есь карточный домик рухнет. —танет неактуальным больше, грубо говор€, «—традать за…»;

б) ќткроютс€, наконец-то, совсем другие ресурсы дл€ движени€ вперед там, где только и моглось, что ползти (а главное, в это не веритс€ до самого последнего).

ј психотерапи€, как раз, и помогает вы€вить в том числе и в первую очередь причины собственных несчастий, запр€тавшиес€ в прин€тии тех или иных бессознательных решений, как бы они благовидно не выгл€дели в детстве. »ли даже не в детстве.

—казать, что психотерапи€ - это только отъем денег, значит расписатьс€ в собственной печальке. —казать, что оно всегда работает классно - увы, есть риск опростоволоситьс€. ѕоэтому да - за деньги, и да, из «материала» заказчика. » от таланта и умени€ «портного».

–оль психотерапии: расшир€ть осознавание и помогать присваивать ответственность за свою жизнь, свои ситуации в этой жизни, за те отношени€, в которых мы оказываемс€, а в пределе - понимание, прозрение, инсайт, острые как сатори: ¬—≈ есть “џ («тат твам аси»). » это «¬—≈» - просто вывернутый наизнанку наш личный богатый внутренний мир.

«” любого воина —вета сама€ больша€ “ьма - внутри него самого. ѕрикольно об этом помнить». ©

ј еще € думаю, что шаг в «нети-нети» (не то, не то) все-таки одной психотерапией не сделаешь. Ќо подвести можно. ≈сли умеючи. Ќо здесь надо сто раз перепроверить - а не пр€чутс€ ли где-то р€дом «Ќаши дети будут жить при коммунизме» и «¬се равно все умрем».

—обственно, право об этом всем писать, мне кажетс€, есть только у тех, кем все это пережито лично. («ева€). — другой стороны - никто еще не умер от отсутстви€ психотерапии. ћожно до конца жизни прекрасно дожить и без нее, правда ведь?

“уман (неведени€), если к нему творчески подойти - это фантастический мир, в котором можно все что угодно: пугать себ€, пугать других, вдохновл€ть ирреальным неведомым будущим… ¬се равно ни кто не видел ни этих чудовищ, ни этого прекрасного будущего, а € всего-то: «верю» в то, что говорю, и делаю это очень мотивировано, ибо бессознательное мое сильно, как рука воспитательницы в детском саду, гроз€ща€ пальчиком/кулаком (кому как повезло).

ќсознанность - это штука опасна€ и прекрасна€ одновременно: вдруг тумана не станет (на самом деле далеко не вдруг), и станет видно, как оно все «на самом деле».

¬ общем, на вс€кий случай, «Ћучше звоните —олу»: +7 926 5366039 - долгосрочна€ психотерапи€, индивидуальные консультации, коуч-сопровождение (мой телефон/вотсап).

 

 

P.S.: ѕрикол в том, что «под капотом» (речь идет о нашем бессознательном) каждый специалист видит разное, называет это по разному, у всех разные инструменты и это, как правило, вызывает смущение у «водител€».  ак же выбрать свою станцию техобслуживани€?

ј вы ориентируйтесь по цвету чемоданчика, с которым мастер пришел чинить ваш мотор, например, или по сигаретам, которые курит —“ќ-шник, или по тому, где он привык отдыхать. ¬аше доверие своим бессознательным вкусовым предпочтени€ - хорошее начало «выздоровлени€». Ѕессознательное - оно как у айсберга подводна€ часть. Ќад водой видно микроскопическую, по сути, часть айсберга, а все самое важное, благодар€ чему он и плывет, собственно, скрыто от глаз. ¬се как и в человеке. Ѕессознательное, конечно же, можно сделать осознаваемым, но оно все равно останетс€ под водой.

P.P.S.: Ўила: ѕодразумеваютс€ этические заповеди, из них п€ть базовых заповедей (панча-шила — «п€ть добродетелей») дл€ мир€н:

  1. Ќе убивать.
  2. Ќе красть.
  3. Ќе допускать недолжного сексуального поведени€.
  4. Ќе употребл€ть одурманивающие вещества.
  5. Ќе допускать нарушений в речи (злословие, клевета и проч.) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ўила_(буддизм)).

P.P.P.S.: ƒха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших пон€тий в индийской философии и индийских религи€х. ƒхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо дл€ поддержани€ космического пор€дка. ѕон€тию дхармы трудно найти эквивалент. —лово «дхарма» буквально переводитс€ как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корн€ дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). ¬ зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон быти€» и т. п. (https://ru.wikipedia.org/wiki/ƒхарма).

P.P.P.P.S.: ћиша  алашников - один из самых уважаемых мною людей на планете «емл€. ѕотому что столько, сколько он сделал пользы люд€м - € даже представить себе не могу, кто еще столько же. Ќе смотр€ на свой склочный характер 😃. ј может быть благодар€ ему.