“амас, хаос, аничча и адиттхана

 

[ Existential chronicle ] + [ Fundamentally ] ( ¬рем€ чтени€ 6m 36s )

 

≈сли кто и есть любитель «экстремальных видов спорта», то это €. 

ѕоследний год моей жизни посв€щен тренировке особого качества - оставатьс€ спокойным и уверенным (например в том, что все получитс€) перед лицом абсолютной непредсказуемости.

 

Ћегко быть успешным, когда все застраховано, есть «подушка безопасности», прочные партнерские св€зи, бизнес-образование и т.д. (типа «мне папа подарил заводик и € сейчас всех вас научу во что нужно инвестировать прибыль, чтобы ее становилось все больше и больше», или «второй свой миллион € заработал исключительно честным трудом»). ’ороша€ карма 😃.

 

ћо€ же жизнь предлагает мне решать кроссворды повышенной сложности. ќдин из сейчасшных аспектов: давольно обычна€ ситуаци€, когда за день до начала группы неизвестно, сколько будет участников, и состоитс€ ли она вообще. »ли самолет задерживаетс€ прибытием, а пересадка в ѕариже всего лишь полтора часа.

 

Ќе подумайте, что € хвастаюсь, или жалуюсь. я одновременно и хвастаюсь, и жалуюсь, и делюсь тем важным дл€ мен€, что может оказатьс€ полезным другим. » это не так, что типа у мен€ всю жизнь был подобный хаос в «бизнесе» и в жизни, отнюдь. Ќо, не могу и сказать, что € специально провоцирую такие ситуации.

 

 онцепци€ «все мен€етс€», модна€ благодар€ випассане и очень полезна€ во врем€ прохождени€ ее же (ну хоть как-то помогает справитьс€ с не утихающими во врем€ практики бур€ми в теле и сознании), будучи обнаруженной в быту, распознаетс€ как симптом весьма «вредоносный»,  «болезненный», «бессмысленный», ну или как «утешение дл€ бедн€жечек», типа: «ну ты и лох, не смог удержать (не важно чего)..., ну не расстраивайс€, все же мен€етс€», ну или «блин, а смысл чего-то делать, если всЄ равно все умрем»).

 

 

¬се именно так и выгл€дит, если не применить к этому «мудрому объ€снению всему» специальное оружие (випассанское же), которое называетс€: adhitthana (адиттхана), что в переводе значит «тверда€ решимость».

 

Ћиста€ интернет встретил такую интерпретацию: «јдиттхана - это сидеть неподвижно». «вучит как «Ћюбовь - это дарить цветы». Ќу вы ж понимаете, что это всего лишь один из способов про€влени€ качества адиттхана.

 

ј так-то ведь и не поспоришь: все мен€етс€. —корость, направление, интенсивность... Ќет ничего неизменного. «ато именно относительно этого, вечно мен€ющегос€ всего, можно кое-что о себе пон€ть, в себе обнаружить, и починить, если оно хромое, укрепить/взрастить, если это «кое-что» застр€ло в детской инфантильной беспомощности. 

 

“ак вот, то, как всЄ (точнее многое) в моей жизни сейчас непосто€нно, неожиданно, непредсказуемо (чуть было не написал непостижимо), так же в ней есть и нечто управл€емое, то самое «кое-что». » существует оно лишь благодар€ адиттхане - ассиметричной подруги аниччи (сансритское звучание слова непосто€нство).

 

ѕринцип непосто€нства колет глаза, заставл€ет беспокоитьс€, требует личностного роста и вынуждает созревать (не люблю слово «ответственность нести», ибо к зрелости оно имеет очень опосредованное отношение, но дл€ большинства это про ответственность). » та чудесна€ (поистине чудесна€) группа, которую € придумал вот буквально совсем недавно и с успехом провел уже в  азани, в ∆еневе (а теперь и в ћоскве) - «ћера —еб€», мгновенно показывает человеку каков он. ќдновременно с этим дает инструмент формировани€ или трансформации в себе этого самого «кое-что», позвол€ющего прекрасно справитьс€ с аниччей.

 

...¬ этом «всЄ мен€етс€» € плаваю уже чуть больше полувека. —ейчас вот - сид€ в аэропорту ∆еневы, где из-за неожиданно выпавшего снега в Ўвейцарии задерживаютс€ вылеты. ј € сижу на полу, на холодном мраморе под рекламой швейцарских часов  AlpinerX вместе с сотней других таких же горемык-путешественников и тихо улыбаюсь.

 

ј вот уже и не улыбаюсь. –ейс просто отменили...

 

“еперь оп€ть сто€ть в очереди, мен€ть билет, искать багаж: не зна€ €зыка, а главное - с этими бесконечно медленными и растер€нными французами.

“ак и что же мне в этом во всем поможет? ја, то самое: «“ерпеливо и настойчиво», управл€€ вниманием, которое норовит испачкатьс€ тем или иным эмоциональным переживанием, той или иной интерпретацией, интеллектуальной спекул€цией и, таким образом, утратить свою силу. ј в чем же ее сила?

 

 

¬нимание - один из немногих внутренних процессов, которым человек может управл€ть (по крайней мере так полезно думать), нар€ду с дыханием и волей. ’от€, два последних процесса (управление дыханием и волей) есть лишь производные от нашей способности управл€ть вниманием.

 

јничча - отпустите в свободное плавание внимание, и вы получите фри фло, который никуда не ведет, точнее ведет к удовлетворению инстинктов (что само по себе прекрасно, будь мы только животными). “амас и хаос - два друга аниччи. ѕроверьте, не забрались ли они к вам в гости? Ќе выпили ли они у вас в доме весь чай и не съели ли они уже у вас все печеньки. Ќебось уже сид€т и смотр€т без остановки сериалы, или прокрастинируют каким-либо другим образом.

 

ќткуда у них ключи от вашего дома? ’м, вопрос не верный. ќни и есть хоз€ева, ответственные квартиросдатчики. Ёто вы у них поселились когда-то и пытаетесь навести пор€док. Ќам не нужно прилагать усили€, чтобы они про€вились - тамас и хаос. Ќам нужно лишь отправить внимание в свободный поток, и оно неминуемо найдет авгиевы конюшни и займетс€ увеличением энтропии, при котором само внимание все больше будет похоже на муху в €нтаре.

 

≈сли нужен другой процесс, то и с вниманием необходимо обходитьс€ несколько иначе. јдиттхана (терпеливо и настойчиво) - это качество, с которым внимание устремл€етс€ в определенном направлении. Ќе вс€кое направлении полезно. “олько некоторые (об этом подробнее на тренинге «ћера —еб€»). », поскольку начал € эту статью писать исключительно по причине задержек самолетов и непредсказуемости в наборе групп, то постараюсь высветить здешние полезные направлени€.

 

ќднозначно речь идет о ценностных ориентаци€х (смотри тренинг «÷енности и –еализацию»), то есть объектом посто€нного «созерцани€» €вл€етс€ нека€ вещь (котора€ не вещь), что позвол€ет мгновенно трансформировать тамас и хаос... ¬о что? ¬ пересеченную местность, по которой проложен путь. » этот путь ни как не пачкаетс€ и не кор€баетс€ - ни болотами ни буераками этой местности. ћестность сама по себе не €вл€етс€ путем (может прозвучало неожиданно, но собственно к этому € и вел, и если разобратьс€ - это и есть самое €дро данного эссе). ћногие люди описывают местность, в которой живут, с упоением или горечью, преподнос€ это описание как высшее достижение народного хоз€йства.

 

—просите: «куда они идут» и они расскажут «куда они не могут попасть». »х внимание не имеет стабильного направлени€, их путь - горький плод подзаборной дички (что выросло - то выросло), их действи€ - туманить гр€зные места, фотошопить болота и минные пол€, накладыва€ слой за слоем градиент московской брусчатки, который размоет люба€ весна.

 

≈ще один момент: направление может быть обнаружено спонтанно, а может быть результатом длительных кропотливых поисков. Ѕольшенство из верных направлений лично мне повезло найти (или быстро вспомнить) еще в детстве, но полна€ €сность со всеми возможными комбинаци€ми путей стала мне доступна лишь 5 лет назад и уже в результате реальных личных усилий.

 

 

» еще одно косвенное указание. ƒл€ того чтобы видеть правильное направление, то есть своего рода попадать «ниткой в иголку», необходимо позаботитьс€ о том, чтобы нить была особого качества. ≈сли на нее налипло пыли, гр€зи, она слишком жирна€ или в€ла€ - ничего не получитс€. »гольное ушко всегда одинакового размера: ширина - мгновение, глубина - вечность. ≈сли ваша «нить» не соответствует этим качествам, красивой вышивки не получитс€.

 

Ќу вот и все, практически обо всем и сказал. ¬от что мне помогает благополучно успевать везде, не смотр€ на опаздывающие самолеты, непредсказуемые по количеству и качеству группы, не смотр€ на не исполн€ющих свои об€зательства должников, на не справл€ющихс€ со своими об€занност€ми партнеров, не смотр€ на собственную физическую усталость, смену часовых по€сов и т.д. и т.п.

 

¬се мен€етс€. » все есть путь. Ћишь тогда, правда, когда наше внимание однонаправленно. » однонаправленно оно на правильные вещи.  оторые не вещи.

 

P.S.: »з ∆еневы в результате € таки долетел до ѕарижа (как и планировал), правда отобедать луковым супом на ћонмартре не удалось. ѕересадка была всего лишь 45 минут (вместо запланированных мною 9 часов). «ато Ўарль де √олль в этот раз (собственно как и сама ∆енева) показались какими-то милыми. Ёто значит, что ѕариж теперь состоитс€ после »спании, в мае. ћожет быть кто-то захочет присоединитьс€? ”вер€ю вас, ћонмартр чудесен весной.

ј €, тем временем, пр€мо сейчас подлетаю к ¬ладивостоку, вот уже самолет выпускает шасси, под крылом т€нутс€ серые сопки до горизонта, где-то здесь недалеко знаменита€ таинственна€ гора ѕидан, и  ол€ „амурлиев ведет свои крутые группы по тантре.