» вновь о ƒостоинстве. ѕрощение

 

[ Fundamentally ]  [ From eternity ] ( врем€ чтени€ 3m 49s )

 

 

▷ ≈сть така€ категори€ опыта, котора€ и в переживани€х, и в поведении представлена одинаково €рко. ќна называетс€ ƒостоинство.

Ѕыть достойным человеком, вести себ€ достойно, чего-то стоить в глазах общественности, ценить самого себ€ - очень много разных контекстов эта тема поднимает.

” мен€ есть специальный тренинг, на котором € помогаю  вывести это пон€тие из “ени. ћожет быть прозвучит странно: под “енью обычно подразумевают нечто «негативное», попавшее туда в силу очевидной опасности дл€ общества или индивидуума. 

Ќо есть два сорта “еней. ѕерва€, та, в которую упр€тывают агрессию, беспомощность, сексуальность и т.д. пон€тна большинству людей, и есть согласие, что "да: низ€ааааа"!
 

ƒруга€ “ень призвана припр€тывать, притормаживать про€вление вполне таки позитивных переживаний, как то скромность, щедрость, сочувствие… » вот туда же попадает врем€ от времени это особое качество жизни: ƒостоинство.

 ак, спросите вы? ќчень просто. »ногда, испытыва€ желание оказать поддержку кому-то мы «придерживаем коней», иногда следуем моде, не довер€ем собственному вкусу, потому что так не прин€то, ну и есть много других тонких, едва заметных, а потому определ€ющих порой фундаментально всю нашу жизнь в ее сложившемс€ кособочии и неадекватности по отношению к нашему богатому представлени€ми о чести и доблести внутреннему миру. Ќе говорю, что это у всех есть, но проверить не мешало бы каждому (приходите на тренинг, у мен€ есть специальна€ рулетка).

» вот, тема ƒостоинства. ќдин из парадоксальных моментов, который € хотел бы высветить, про€вл€етс€ в отношени€х с партнерами.
—кажем, вы с кем-то договорились о сроках (неважно чего). », допустим, есть два человека: один раздел€ет ваши ценности, вы понимаете друг друга, а другой живет про иное, просто вас свели обсто€тельства.

ќба обещали сделать нечто к оговоренной дате. Ѕлизкий вам по духу отморозила, забыл, не справилс€… ¬торой выполнил обещание в срок. ѕон€тно, что есть много оснований к очевидному: неуважение к первому, уважение ко второму.
Ќо, если мы будем говорить об уровне экзистенциальной тревоги, котора€ в первом случае отсутствует изначально, а во втором - все врем€ заставл€ет быть начеку, то даже соблюдение договоренностей не сниз€т ее, когда речь идет о «чужом» человеке, а в случае со «своим», даже зна€, что вас подставили, она не станет дл€ вас катастрофой. ћы склонны будем простить, пон€ть, подождать, и, естественно, не перестанем требовать соблюдени€ контакта.

 

 

 акое все это имеет отношение к ƒостоинству, спросите вы. ќдним из признаков ƒостойного поведени€ €вл€етс€ инвестирование своих ресурсов в ценностные категории опыта, которое совершаетс€ в том числе и вопреки тому, что может не привести к быстрой выгоде или какому-либо ощутимому материальному результату (а может даже наоборот, обернутьс€ потер€ми в деньгах или другой валюте). 

≈стественно, речь не идет здесь о попустительстве, некомпетентности, страхе и т.д. –ечь идет только об осознанном выборе, который так же доступен лишь зрелой персоне. » да, речь не идет о прощении. я вообще не верю в эту категорию опыта, когда кто-то говорит «€ прощаю теб€»… я могу искренне сожалеть, что кто-то обошелс€ со мной не так, могу продолжать его при этом уважать и даже любить, и вместе с тем, чувствовать несогласие.

» вс€ логика человеческой жизни говорит нам  о том, что невозможно простить насильника. «ато можно сожалеть о том, как «несправедливо» устроен этот мир, можно даже начать быть благодарным за этот опыт, который дал нам доступ к собственной силе, мудрости. ћожно прин€ть все как есть, даже.

Ќо простить - это значит что-то сделать с собственной болью дабы она перестала чувствоватьс€.

¬торой способ - человек раска€лс€ и компенсировал нам все. » мо€ боль в результате ушла. Ќо тогда и не нужно «прощать» - оно само случитс€.

ѕростить на словах, убедить себ€ в том, что так правильно - ложный путь (тут €, похоже, рискую вызвать испепел€ющий огонь негодовани€ со стороны вс€ческих адептов вс€ческих правильных воззрений, но за это € себ€ заранее «прощаю»).

ѕростить же, «ибо не ведают что твор€т» - друга€ истори€. Ќо об этом в самом конце чуть-чуть и в другой раз подробно.

¬се что мне хотелось сказать сегодн€ - это про умение достойно себ€ чувствовать и достойно себ€ вести. ј это значит уметь одновременно: и любить, и не прощать.
Ќо одновременно: ЋёЅ»“№ - и не прощать.

≈сли, конечно же, вы понимаете, о чем €. 

 


 

P.S.:  «»бо не ведают, что твор€т»… я конечно, не присутствовал, и не читал в оригинале, и даже не помню дословно, но этот сюжет нам всем хорошо знаком из (чуть не сказал "курса средней школы")… из того любопытства, которе мы все испытываем к теме «возлюби ближнего своего как самого себ€». “ак вот, по тексту, известному как «≈вангелие от Ћуки» (гл. 23, ст. 34) в словах расп€того »исуса о своих мучител€х: у него и не было к ним претензий. » там не звучало «я прощаю вас». ќн только просил: “ќтче! прости им, ибо не ведают, что твор€т”.

ѕочувствуйте разницу.